Много лет назад телекомпанию, в которой я работала режиссером, в полноправное владение заполучил человек новой тогда для нас формации – богатый, амбициозный, на наше счастье, талантливый, но очень резкий на слова и действия. Головы полетели как горошек из стручков: кого-то он сам уволил, кто-то из журналистов и редакторов не стал ждать этого неприятного момента и написал заявление об уходе. Но была одна телевизионная каста, которую он не трогал целый год – это режиссеры. А все потому, что он никак не мог разобраться, кто же они такие и зачем нужны.
Действительно, оператор снимает, журналист пишет и вопросы задает, монтажер монтирует, звукорежиссер, в конце концов, озвучивает, а что делает режиссер? Ну, ладно, когда речь идет о прямом эфире или записи из студии, тогда режиссер сидит за пультом и от него зависит, что же зритель увидит в следующую секунду, кого из гостей в студии или ведущего, или сюжет.
А на что влияет режиссер во всей технологической цепочке производства ролика или фильма?
Когда мы смотрим талантливый фильм, мы всегда чувствуем присутствие Режиссера, хотя и не видим его. А когда фильм средненький, то частенько слышим, что здесь не было Режиссера. А почему? Да потому что в слабом продукте все приблизительно, случайно, невнятно и неярко, вроде вот это хотели сказать фильмом, но как-то неубедительно. Для Режиссера нет мелочей и случайностей, у него все решено согласно его задумке, только он четко знает, что он хочет донести до зрителя и как это сделать.
Так вот тот наш руководитель – умный человек. Он разобрался за год и не уволил ни одного режиссера, потому что понял, что именно от Режиссера зависит, что и как нужно делать журналисту, оператору, монтажеру и звукорежиссеру, только он соединяет части в единое целое, подчиняя их главной идее, и добивается, чтобы результат оправдал ожидания.
Часто попадаются блестящие операторские или монтажерские работы, когда буквально каждый кадр вопит о высоком мастерстве его создателя, но в целом получается унылое произведение, потому что нет режиссуры, нет развития, нет драматургии, нет акцентов, нет эмоций, и, наконец, нет просто четкой мысли. А жаль, ведь этому можно научиться.
Как стать видеорежиссером? Можно начать не с теории, а со стажировки. Но об этом завтра. 😊